Назад

Выход на рынки Центральной Азии. Потенциал для развития бизнеса

Основные вызовы – изучить конкурентную среду, подобрать персонал, не ошибиться в аналитике экономических показателей стран СНГ, учесть культурный код.

My default image

Staff UP Consulting Group активно работает на рынке СНГ. Недавно мы выступили на конференции в Ташкенте, регулярно закрываем вакансии и реализуем HR проекты в Казахстане. Если и вы задумываетесь о потенциале развития бизнеса в странах СНГ, поделимся с Вами наблюдениями и обсудим, какие «подводные» камни важно учесть при принятии решения.

Кроме очевидных целей выхода на зарубежные рынки – увеличения прибыли и масштабирования бизнеса и бренда, развитие на рынках Центральной Азии – это диверсификация рисков и возможность для инвестиций. Многие предприниматели принимают решение развиваться в данном направлении, но не всегда это получается успешно.

В первую очередь, если вы выходите на рынок Центральной Азии – нужно не только адаптировать продукт под особенности спроса, но и изучить макроэкономические показатели.

Начните с данных по средней заработной плате.

My default image

Сравните структуры ВВП – это прекрасная основа для прогноза конъюнктуры национальных рынков.

My default image

Обратите внимание на отличия в выборе каналов коммуникации, популярных в странах Центральной Азии:

Так, WhatsApp, как основной мессенджер, популярен в 3 странах – Казахстане (выбор 87% респондентов), Кыргызстане (выбор 91% респондентов) и Таджикистане (выбор 74% респондентов). При этом в Узбекистане 74% используют Telegram, тогда как в Туркмении 64% выбирают IMO.

Выбор страны Центральной Азии для продвижения, несомненно, должен базироваться на связке отрасль-макроэкономические показатели-кадровый потенциал. К примеру, решение об открытии логистического центра может быть обусловлено данными по развитости экспорта в стране. В Узбекистане экспорт составляет 28 млрд долларов и неуклонно растет. Связано это с реализацией государственной стратегии диверсификации, включающей установление торговых и инвестиционных связей с различными странами, включая Россию. При этом важно оценить емкость кадрового рынка при принятии решения масштабировать Ваш бизнес.

Понять, найдете ли вы необходимое число специалистов и по какой стоимости. С этим, конечно же, поможет Staff UP Consulting Group.

А если вы рассматриваете рынок Центральной Азии для привлечения трудоспособного населения в РФ, обязательно обратите внимание на статистику привлекательности стран для миграции.

Жители Казахстана предпочтут переехать и принять предложение о работе в Южной Корее охотнее, чем в России (18% респондентов против 9%). В то время, как граждане Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана (47-54% респондентов) считают Россию привлекательной страной для жизни и работы. При этом, если смотреть на данные по использованию языков общения (в домашней среде), жители Казахстана (37%) охотнее говорят на русском, а самые ортодоксальные в плане использования родной речи – жители Таджикистана и Узбекистана (русский используют только 2% опрошенных).

Кроме анализа рынка труда, Вам понадобится маркетинговый анализ конкурентной среды, включающий изучение основных игроков рынка, их продуктов/услуг, ценовой политики, маркетинговых стратегий. С этим запросом стоит обращаться к проверенным и опытным агентствам. С нашей стороны рекомендуем многолетнего партнера - Независимое исследовательское агентство JUSTFORBUSY.

Центральная Азия имеет высокий потенциал для развития бизнеса, но также имеет свои особенности структуры рынка, поведения потребителя, кадровые нюансы. Чтобы не тратить свое время и инвестиции на эксперименты, важно сформировать крепкую и опытную партнерскую команду, и тогда вы сможете выйти на новые рынки и закрепиться там, обучившись на ошибках других, а не на собственных.

Данные статистики основаны на исследованиях международной исследовательской и консалтинговой компании M-Vector.

My default image

Мария Дудина

Руководитель практики подбора «Банки и Финансы». PR директор.


  • Не получается выбрать из множества кандидатов?
  • Кандидаты не откликаются или не приходят
    на интервью?

Подберем нужного вам специалиста

Выбираем специалистов подходящих именно вашей компании

Выберите отрасль

  • IT-специалисты
  • Строительство
  • Банки
  • Страхование
  • Производство
  • Продажи B2C
  • Юриспруденция
  • Логистика
  • Административный персонал
  • Финансы
  • Топ-менеджмент
  • Управление персоналом
  • Маркетинг
  • Закупки/ВЭД
  • Продажи B2B
  • Розничные сети
  • Инженерно-технический персонал

Спасибо за ваше обращение

Мы свяжемся с вами вам в течение 3-х рабочих часов

Спасибо за ваше обращение

Мы свяжемся с вами вам в течение 3-х рабочих часов